Судебная психологическая экспертиза (СПЭ) является отдельным классом в современной общей классификации судебных экспертиз. Родовыми экспертными дисциплинами, входящими в состав СПЭ, являются психологическая, психофизиологическая и психолингвистическая экспертизы. Это означает, что каждая из этих дисциплин имеет свои особенности и применяется в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Предметом судебной психологической экспертизы являются фактические данные о психических процессах, особенностях характера и законах психической деятельности человека, а также об условиях восприятия им реальности. Эти данные устанавливаются путем психологической оценки и исследования и имеют значение для принятия судебных решений.
Исследование психологии человека
Объекты исследования:
• Особенности психической деятельности участников правовых отношений (например, обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика и т.д.), то есть их психические процессы в ситуациях, имеющих юридическое значение, являются объектом исследования судебной психологической экспертизы. Психика человека недоступна прямому познанию, поэтому исследование психической деятельности проводится через анализ действий и поступков человека, которые являются отражением его психического состояния. Источники информации о психическом состоянии человека могут быть материальными, такими как материалы уголовного или гражданского дела, медицинские документы, результаты экспериментально-психологического обследования и т.д. Они могут описывать жизненный путь человека, его психическое развитие, взаимодействия с другими людьми и поведение в юридической ситуации.
Задачи, решаемые в уголовном процессе:
• установление индивидуально-психологических особенностей обвиняемого;
• исследование юридически значимых эмоциональных состояний (аффекта, иных непатологических состояний) обвиняемого (подсудимого) в юридически значимой ситуации;
• установление способности процессуального лица (потерпевшего по факту сексуального насилия) понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление;
• установление психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством;
• установление способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и/или способности руководить ими в зависимости от психического состояния, психологических особенностей и особенностей юридически значимой ситуации;
• установление способности свидетеля (потерпевшего) к адекватному восприятию юридически значимых объектов и обстоятельств, сохранению информации о них и последующему воспроизведению данной информации (экспертиза способности свидетеля/потерпевшего давать показания);
• выявление постоянных и переменных ролей в преступной группировке;
• установление эмоционального состояния допрашиваемого по видеозаписи следственного действия и его влияния на возможность давать показания.
Задачи, решаемые в гражданском процессе:
• исследование индивидуально-психологических особенностей родителей, уровня психического развития ребенка, систему взаимоотношений родитель – ребенок (в том, числе установление привязанности ребенка к каждому из родителей) по делам, связанным со спорами между родителями о воспитании и месте жительства детей;
• исследование юридически значимых психологических последствий по факту причинения морального вреда по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда;
• судебно-психологическая экспертиза по делам о признании сделок недействительными.
Психологическое исследование информационных материалов
Объекты исследования:
• Информационные материалы, такие как печатные издания, аудио- и видеозаписи, переписка в социальных сетях, сообщения в мессенджерах, веб-страницы и содержание блогов и сайтов, могут служить источниками информации для судебной психологической экспертизы в уголовном процессе.
Задачи, решаемые данным видом экспертизы:
• установление направленности материалов по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризма;
• установление психологического содержания и направленности аудио- и видеоматериалов (исследование аудио- и видеоматериалов оперативных и следственных действий), установление влияния внешних факторов на содержание речи (показаний);
• исследование межличностного взаимодействия по записям речи по делам о коррупции, мошенничестве, вымогательстве, угрозе;
• установление направленности информационных материалов по делам о побуждении и склонении к самоубийству;
• установление направленности информационных материалов по делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних (в том числе совершенных с помощью сети Интернет).
Вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом:
Для выявления дееспособности и сделкоспособности:
• Беря во внимание состояние психического здоровья подэкспертного и обозначенные обстоятельства заключения сделки (указывается конкретная сделка), проанализировать способность испытуемого полностью осознавать смысл своих действий и те правовые последствия, которые могут возникнуть в результате?
• Обладает ли испытуемый свойством повышенной внушаемости?
• Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого существенно повлияли на его поведение в конкретной ситуации?
• Присутствуют ли признаки того, что подэкспертный во время заключения сделки находился в измененном психологическом состоянии, повлиявшем на его способность осознавать значение своих действий и управлять ими?
Для исследования детско-родительских отношений (при определении того места, где ребенок будет проживать постоянно, и определении степени участия родителей в воспитании ребенка):
•В чем заключаются индивидуально-психологические особенности ребенка? Каким образом определяется уровень его психического развития?
• Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребенка и особенности его психического развития?
• Каково действительное отношение матери и отца к ребенку?
• Каково действительное отношение ребенка к обоим родителям (другому воспитателю)?
• Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей (другого воспитателя) на психологический уровень и специфику психического развития ребенка?
• Существует ли вероятность того, что индивидуально-психологические особенности отца или матери могут оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и специфику психического развития ребенка, если учитывать особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологических особенности ребенка и родителей, особенности сложившихся между ними отношений, привязанностей, системы ценностей и отношений родителей, стиля воспитания?
Для исследования детско-родительских отношений (при установлении усыновления или удочерения):
•Каково состояние индивидуально-психологических и интеллектуальных особенностей испытуемого?
• Каким является истинное отношение испытуемого к родителям, занимающимся его воспитанием? Каковы особенности восприятия ребенком данных родителей?
• Каковы взаимоотношения данного ребенка с другими детьми в этой семье? В чем особенности их психологической привязанности?
• В чем особенности психологической ситуации жизни ребенка в этой семье?
• Каковы психологические перспективы жизни ребенка в "альтернативной" семье?
Для выявления факта причинения морального вреда:
• Имеются ли у ФИО признаки негативных переживаний (нравственных страданий) в связи с (обстоятельства)? Если имеются, то в чем конкретно они выражены, какова степень их глубины, стойкости и интенсивности?
• Имеются ли изменения психического благополучия ФИО в результате (обстоятельства)? Если да, то имеется ли причинно-следственная связь между (обстоятельствами) и последующим психологическим состоянием ФИО? Имеются ли неблагоприятные последствия в данный момент?
• Какие индивидуально-психологические особенности имеются у ФИО, и каким образом они могли повлиять на эмоциональное состояние (глубину нравственных страданий) лица в связи с (обстоятельства)?
Для проведения экспертизы личности обвиняемого:
• Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, эмоционально-волевые, характерологические, мотивационные и иные), оказавшие существенное влияние на его поведение в исследуемой ситуации?
Для проведения психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых:
•Присутствуют ли у испытуемого признаки отставания в психическом развитии, не имеющие отношения к психическому расстройству? Если да, то в чем конкретно они находят свое выражение?
• Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемого, особенности возраста, а также определенные обстоятельства исследуемой ситуации, можно ли сказать, что испытуемый был в состоянии в полной мере осознавать фактический характер и смысл своих действий и управлять ими?
• Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности, способные повлиять в значительной степени на специфику его поведения в конкретной ситуации?
Для проведения экспертизы свидетелей потерпевших:
• Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенностеи испытуемого, особенности его психологического состояния, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, можно ли сказать, что подэкспертный мог правильно воспринимать происходящие события, сохранять их в памяти и давать показания?
• Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
• Имеется ли у подэкспертного склонность к патологическому фантазированию?
Экспертиза психических состояний: аффект и иные эмоциональные состояния (применение ст. 107 и ст. 113 УК РФ):
•Находился ли обвиняемый в момент инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
• Находился ли обвиняемый в момент инкриминируемого ему деяния в каком либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
• Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с субъективными требованиями ситуации?
Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях (применение ст. 131 и ст. 132 УК РФ):
•Способна ли потерпевшая с учетом уровня ее психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?
Для проведения экспертизы по факту смерти:
• Находился ли погибший перед смертью в психическом состоянии, ставшем причиной самоубийства?
• Был ли погибший перед смертью в каком-либо эмоциональном состоянии, повлиявшем на его поведение в данной ситуации? Если да, то что вызвало это состояние?
• Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого и человека, который совершил самоубийство?