Судебная лингвистическая экспертиза - это специфический вид исследования, в рамках которого анализируются речевые данные, важные для уголовного или гражданского процесса. Основная цель такого анализа - установление обстоятельств дела путем изучения речевой деятельности участников.
Объекты судебной лингвистической экспертизы включают в себя все виды письменных и печатных текстов, включая устную речь, записанную с помощью букв. Это могут быть отдельные слова, предложения, документы или группы текстов.
Задачи, решаемые в рамках данного вида экспертизы:
• анализ текста с целью выявления выраженных в нем смыслов (смысловые, или семантические, исследования);
• анализ наименований (названий, торговых марок, доменных имен и т.д.) как средства обозначения «продуктов» человеческой деятельности (исследования наименований).
Семантические исследования имеют целью:
• выявление смыслов, выраженных в исследуемых текстах, анализ этих смыслов с разных точек зрения;
• установление объема и содержания понятия, выражаемого словом или словосочетанием, употребленным в тексте;
• установление степени адекватности передачи в одном тексте содержания другого текста.
Экспертиза наименований производится с целью:
• анализа имен собственных (наименований) с точки зрения их соответствия нормам литературного языка, их новизны и оригинальности, содержания в них разного рода отсылок к явлениям объективной действительности.
• решения споров о совпадении различных наименований до степени их смешения, о содержании в наименованиях, о содержании в наименованиях скрытой или явной пропаганды (наркотиков, насилия) и т.п.
При проведении семантических исследований чаще всего перед экспертом ставятся следующие вопросы:
1. Какая информация о ... [приводится фамилия и инициалы человека (людей), либо название предприятия (организации, фирмы и т. п.), либо наименование социальной, этнической или иной группы, информацию о которых необходимо выявить в спорном тексте содержится в ... [приводится наименование представленного на экспертизу текста либо указывается абзац или предложение, в котором требуется обнаружить информацию, абзац или предложение могут быть процитированы в вопросе]?
2. Каково значение следующего предложения (фрагмента текста): ... [привести предложение или фрагмент текста]?
3. Следует ли из содержания следующего предложения (фрагмента текста) [привести предложение или фрагмент текста], что... [привести возможное понимание приведенного предложения или фрагмента текста]? Допускает ли это предложение (фрагмент текста) иное понимание?
4. Какого коммуникативное намерение автора следующего предложения (высказывания, фрагмента текста) ... [привести предложение или фрагмент текста): сообщение информации, выражение оценки, угрозы, насмешки, выражение чувств и т.п.?
5. Являются ли слова ... [привести слова] или словосочетания ... [привести словосочетания] обозначением одного и того же лица (предмета) или разных лиц (предметов)?
6. Какой именно предмет (лицо) обозначен словом ... [привести слово]?
7. Выражает ли слово (словосочетание) ... [привести слово (словосочетание)] отрицательную оценку?
8. Каковы значения слова (словосочетания) ... привести слово (словосочетание)] в современном русском языке, в каком из них оно употреблено в данном тексте? Какова сфера употребления слова (словосочетания) в этом значении, содержит ли оно положительную или отрицательную оценку?
9. Каково значение слова (словосочетания) ... [привести слово (словосочетание)] в спорном тексте?
10. Употреблено ли слово (словосочетание) ... привести слово (словосочетание)] в данном тексте в следующем значении ... [привести значение]?
11. Имеют ли слова (словосочетания) ... привести слова (словосочетания)] одинаковое (тождественное, противоположное) значение?
12. Находятся ли слова (словосочетания) ... привести слова (словосочетания) в родовидовых отношениях?
13. Искажает ли смысл следующего высказывания (абзаца, текста) ... [привести соответствующий фрагмент] пересказ этого высказывания (абзаца, текста), содержащийся в следующем фрагменте спорного текста ... привести соответствующий фрагмент], или смысл исходного высказывания (абзаца, текста) при пересказе передан адекватно?
14. Однозначно или многозначно высказывание (абзац, текст) ... привести соответствующий фрагмент] на ... языке [указать язык]? Искажает ли смысл этого высказывания (абзаца, текста) следующий перевод этого высказывания (абзаца, текста) на ... язык указать язык] или смысл исходного текста при переводе передан адекватно?
15. Соблюдены ли при цитировании следующего высказывания ... привести высказывание и имя его автора] правила цитирования, существующие в русском языке?
16. Является ли информация, содержащаяся в предложении (фрагменте текста) ... [привести предложение (фрагмент текста)], нейтральной, положительной (позитивной) или отрицательной (негативной)?
17. Какова форма выражения этой информации: утверждение, мнение, предположение, вопрос, оценочное суждение?
18. Содержатся ли в тексте сведения, унижающие честь и достоинство, порочащие деловую репутацию ... [фамилия и инициалы], порочащие деловую репутацию предприятия ... (название])?
19. Выражена ли информация, касающаяся... [фамилия и инициалы], в оскорбительной (неприличной) форме?
20. Содержится ли в тексте отрицательная (негативная) оценка всех представителей этнической (конфессиональной, социальной и т. п.) группы [указать какой именно]? Кто является автором высказывания, содержащего отрицательную (негативную) оценку: официальные лица, редколлегия, журналист или иные лица?
21. Содержатся ли в тексте призывы к насильственным действиям по отношению к представителям этнической (конфессиональной, социальной и т. п.) группы [указать какой именно]?
Экспертиза наименований может решать диагностические (классификационные) задачи. В этом случае она отвечает на следующие вопросы:
1. Соответствует ли данное наименование нормам современного (русского) литературного языка?
2. Является ли данное наименование индивидуальным и уникальным?
3. Какие коннотации (положительные либо отрицательные) имеет данное наименование? В какие системные (ассоциативные, словообразовательные, этимологические) связи с лексикой (русского) языка может входить данное слово?
4. Выступает ли в качестве наименования единица, которая используется как общепринятое и общеупотребительное обозначение товаров и услуг данного рода?
5. Не содержит ли данное наименование или его элементы ложной информации или информации, способной ввести в заблуждение потребителя относительно товара (услуги) или его изготовителя?
6. Не противоречит ли данное наименование принципам гуманности и морали? Не содержит ли оно явной или скрытой пропаганды (наркотиков, насилия, расовой ненависти и т.п.)?
Экспертиза наименований решает также идентификационные задачи, отвечая на следующие вопросы:
1. Какими общими (отличительными) чертами (графическими, фонетическими, семантическими или другими) обладают рассматриваемые наименования?
2. Является ли данное наименование сходным с другими рассматриваемыми наименованиями до степени смешения?
3. Какое из сравниваемых наименований является более известным и популярным?
Типовые вопросы, решаемые в процессе проведения лингвистической экспертизы (По делам об оскорблении, клевете, противодействии экстремизму):
По делам об оскорблении:
1. Содержатся ли в словах, высказываниях … лингвистические признаки оскорбления?
2. Если да, то имеются ли в словах, высказываниях … лингвистические признаки неприличной формы выражения?
По делам о клевете:
1. Содержится ли в тексте негативная информация о лице [указать Ф.И.О.]?
2. Какова форма выражения этой информации: утверждение о фактах и событиях, мнение, предположение, вопрос, оценочное суждение?
По делам, связанным с противодействием экстремизму (в соответствии со статьями 280 и 282 УК РФ, Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ и др.) назначаются психолого-лингвистические экспертизы, на разрешение которых могут быть поставлены следующие вопросы:
1. Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей?
2. Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?
3. Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
4. Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия в целях оказания воздействия на решения органов власти?
5. Имеется ли демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в связи с пропагандой идей фашизма (нацизма)?
6. Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки обоснования национального и (или) расового превосходства?
7. Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и/или разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти?
8. Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?
9. Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?
10. Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо лица в совершении каких-либо противоправных действий?
11. Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия?
12. Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
13. Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
14. Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?