В большинстве случаев состав преступления или нарушения возможно установить только после производства судебной автотехнической экспертизы (САТЭ). Без преувеличения можно утверждать: эффективность расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также административного материала этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, их соответствия ДТП, полноты и достоверности исследования, а также относимости, достоверности и полноты исходных данных и материалов, представляемых на исследование. Научной основой САТЭ является судебная автотехника - своеобразная, интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях ДТП, методологии их исследования и методах решения задач автотехнической экспертизы.
САТЭ - род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния ТС и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.
Автотехническая экспертиза играет ключевую роль в определении состава преступления или нарушения, связанного с ДТП. Без нее сложно провести качественное расследование и рассмотрение уголовных и гражданских дел. Эффективность экспертизы зависит от ее своевременности, правильности поставленных вопросов, полноты и точности исследования, а также от качества исходных данных.
Автотехническая экспертиза основывается на судебной автотехнике - отрасли судебного транспортоведения. Эта наука включает в себя знания о ДТП, методах их изучения и решении задач, связанных с автотехнической экспертизой.
Суть автотехнической экспертизы заключается в исследовании механизма ДТП, технического состояния транспортных средств и дорог, особенностей участников происшествия и их действий. Изучаются материалы дела, результаты осмотра места ДТП, транспортные средства, участники происшествия, а также дополнительные вводные данные.
Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ выделятся следующие виды:
• судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
• судебная экспертиза технического состояния ТС;
• судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
• судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.
Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, - трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой, технического исследования документов и др.
Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.
В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:
• определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
• определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
• определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
• установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
• определение взаимного расположения ТС в различные
• определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
• установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
• определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
• определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
• какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
Определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения:
• установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
• установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
• определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
• установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
• определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.
Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.
К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:
• установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
• установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
• установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
• установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
• установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.
Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП - обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.
Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.
В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:
• определение механизма ДТП;
• установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
• установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
• установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
• установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
• установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
• установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
• установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
• определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
• установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
• установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
• установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;
• установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.
Наряду с приведенными задачами существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:
• установление взаиморасположения человека и частей ТС;
• оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
• определение позы и двигательных реакций пострадавших;
• выявление признаков, характеризующих действия водителя;
• получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей.
В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи:
• установление основных квалификационных характеристик дороги. Особо важным и приоритетным является определение сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков дифференциации;
• установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
• определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД);
• установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
• определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;
• установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
• определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП.
Предметом судебной инженерно-психофизиологической экспертизы водителя являются фактические данные: об условиях деятельности водителя перед и в момент ДТП; индивидуальных особенностях зрительного восприятия и реакции водителя на момент обследования; особенностях профессиональной деятельности водителя в целом, имеющих отношение к ДТП; обстоятельствах психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП.
Основными задачами, решаемыми в рамках судебной инженерно-психофизиологической экспертизы водителя ТС, являются следующие:
• установление соответствия индивидуальных возможностей познавательной сферы водителя особенностям ДТС;
• определение особенностей эмоционально-волевой сферы водителя, влияющих на качество выполнения профессиональных функций;
• установление социально-психологических характеристик водителя, влияющих на качество выполнения профессиональных функций.
Объекты экспертизы и материалы, необходимые для исследования
Общие объекты САТЭ: ТС (их детали, узлы, механизмы, системы, фрагменты), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки.
Наряду с общей характеристикой объекты каждого из видов САТЭ могут быть несколько конкретизированы.
Объект судебной экспертизы обстоятельств ДТП - данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки.
Объект судебной экспертизы технического состояния ТС - автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, фрагменты ТС и следы на них. По видам ТС объектами могут быть следующие: велосипеды, мотоциклы, мокики, мотороллеры пассажирские и грузовые, автомобили отечественного и зарубежного производства (выпускаемые в настоящее время и ранее, начиная с конца XIX в., грузовые, легковые, внедорожные, спортивные, кроссовые, рекордные, индивидуального изготовления и «самоделки»), трамваи и троллейбусы (пассажирские и грузовые), тракторы (гусеничные и колесные), дорожные машины, сельскохозяйственные машины, аэросани, снегоходы, вездеходы, немеханические ТС и т.д. (Не являются объектами исследования САТЭ ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта.)
Объект судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП - следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела.
Объект судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП - участок дороги на месте происшествия, непосредственно примыкающие к нему участки движения ТС, элементы ТС, взаимодействующие с дорогой.
Объект судебной инженерно-психофизиологической экспертизы водителя - водитель, его психическая деятельность по управлению ТС, психические состояния, процессы, свойства, функции, которые можно поставить в причинную связь с ДТП; условия деятельности водителя перед и в момент ДТП; материалы дела, содержащие обстоятельства ДТП психического характера, предоставленные в распоряжение эксперта органом, назначившим экспертизу.